Наше место под солнцем > Психологическая служба > Адаптация пятиклассников
Skip to content          

Адаптация пятиклассников

Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически сложных проблем, а период адаптации пятиклассников – один из труднейших периодов школьного обучения. Оснований для этого утверждения достаточно: у школьников происходит переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками. На смену учителю начальных классов приходят учителя –предметники, возрастает учебная нагрузка. Изменения условий обучения, разнообразие предъявляемых требований – это испытание для психики ребенка. Это проявляется в понижении работоспособности учащихся, к возрастанию тревожности, в неподчинении правилам поведения, развязности, неорганизованности и забывчивости. Сложность задач адаптационного периода значительно увеличивает риск школьной адаптации. Не все пятиклассники даже с высоким уровне; психологической готовности могут успешно справиться с трудностями в обучении и общении внутренними психологическими проблемами. Что уж говорить о тех учениках, у которых были проблемы в начальной школе.

Для выявления проблем, я использую методику изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации» (Личностные УУД)

Цель: изучение мотивационной сферы учащихся на этапе перехода в среднее звено школы как показателя одной из составляющих личностных УУД.

Рекомендации по организации работы с пятиклассниками в начале года

Нередко учителя склонны рассматривать тревожность скорее как позитивную особенность, обеспечивающую повышение восприимчивости и чувства ответственности ребенка. Однако если легкое волнение перед выполнением задания или ответом у доски способствует мобилизации ребенка, то сильная тревога, наоборот, приводит к ухудшению результатов работы или к отказу от выполнения задания и отрицательно влияет на успеваемость. Поэтому очень важно в этот период проводить профилактическую работу с детьми. Следует выработать четкие, последовательные и устойчивые требования, объяснить ребятам, почему они необходимы, согласовать требования учителей-предметников.

Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, умения использовать их для лучшего понимания материала. Как уже отмечалось, именно «ориентированность на ошибку», которая нередко подкрепляется неправильным отношением взрослых к ошибкам как к недопустимому наказуемому явлению, — одна из основных форм школьной тревожности. Помощь педагогов детям должна быть направлена на укрепление их уверенности в себе, выработку собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха. Необходимо помочь детям выработать индивидуальные модели поведения в значимых, оцениваемых ситуациях. Если есть возможность, следует подготовить детей к новым ситуациям, обсудить возможные трудности, обучить конструктивным способам поведения в них. Можно облегчить участь «пятиклашек» некоторыми чисто организационными мерами.

Меры, облегчающие знакомство детей друг с другом и учителей с детьми: 1. Дети не знают имен учителей — на протяжении первой четверти, приходя на урок, учитель может надевать визитку, на которой крупными буквами написано его имя и отчество. 2. Дети не знают по именам новых учеников — на первой неделе классному руководителю надо познакомить класс с новичками в неформальной обстановке. Можно организовать какую-нибудь совместную деятельность. 3. Классному руководителю следует встретиться с «новенькими» до первого сентября. 4. Чтобы знакомство произошло быстрее (если классы формировались заново), а учителя быстрее запомнили имена детей, можно сделать визитки с именами для всех учеников. Меры, способствующие организации работы в классе 1. Учителям, которые принимают пятый класс после выпускного, следует провести подготовительную работу («переключиться», т.е. настроиться на возрастные особенности пятиклассников, вспомнить методы работы с ними); 2. Всем учителям, работающим с классом, следует прийти на первое родительское собрание, чтобы ознакомить родителей с программой и требованиями по предмету. 3. Рекомендуется в течение первого месяца учебы проверять готовность ребенка к уроку: наличие учебных пособий, тетрадей и т.п. Это поможет выработать у детей навыки подготовки к урокам. 4. Учителям-предметникам следует согласовать свою работу, равномерно распределяя учебную нагрузку по разным предметам; в первую очередь это относится к домашним заданиям. Меры, способствующие снижению тревожности у детей 1. В течение первой недели учебного года молено провести экскурсию по школе, показать детям расположение новых для них кабинетов и других помещений. 2. Классный руководитель должен составить список правил для дежурных и ознакомить с ним всех учеников. 3. Категорически запрещается задерживать детей после звонка на перемену. 4. Необходимо согласовать требования разных учителей и по возможности выработать единые требования, например: а) обязательные дисциплинарные требования (правила):

  • здороваемся стоя;
  • не перебивать ни учителя, ни ученика;
  • поднятая рука — сигнал о вопросе или ответе;
  • опоздания не допускаются;

б) организация учебного процесса: наличие необходимых учебных пособий; • соблюдение правил оформления тетрадей (наличие полей, запись даты, надписи «Классная работа» и «Домашняя работа» и т.п.); в) отношения между детьми; между учителем и ребенком: • проявлять уважение друг к другу; • звонить и помогать заболевшим ученикам и т.п. 5. Можно провести с детьми беседу о том, для чего нужен дневник — для записи домашнего задания и (или) выставления оценок? Обязательно надо рассказать детям о требованиях к ведению дневника, о том, кто ставит оценки в дневник — классный руководитель или учитель-предметник. 6. Желательно обеспечить каждого ребенка информацией о телефонах и днях рождений одноклассников, именах и отчествах их родителей. 7. Можно подготовить и провести впервые дни учебного года специальные мероприятия (тренинг групповой сплоченности, тематические классные часы и т.п.), снимающие основные проблемы общения детей внутри класса. 8. Желательно участие всех педагогов в налаживании отношений между старшеклассниками и «малышами». Это лишь возможные варианты. Их реализация, конечно, зависит от условий конкретной школы.

Рекомендации классным руководителям 5-х классов
•Совместно с психологом, сопровождающим 5-е классы, помогать ученикам в налаживании эмоционального контакта с одноклассниками (для этого необходимо помочь новым ученикам запомнить имена одноклассников, фамилии, имена, отчества учителей-предметников, проводить беседы и игры, позволяющие детям лучше узнать друг друга, и т. д.). • Помочь учителям-предметникам запомнить фамилии и имена учеников (для этого можно использовать бейджи или таблички с именами учеников, которые ставятся на парту). • Постоянно поддерживать контакт с родителями учеников. • Постоянно поддерживать контакт со школьным психологом. Осуществлять психологическую поддержку ребенка Для этого необходимо: • Опираться на его сильные стороны. • Избегать подчеркивания промахов. • Показывать, что Вы довольны Вашими учениками. • Уметь и хотеть демонстрировать внимательное отношение к каждому ученику Вашего класса. • Внести юмор во взаимоотношения с детьми. • Знать обо всех попытках ученика справиться с заданием. • Уметь взаимодействовать с ребенком. • Позволять ученику самому решать проблемы, где это возможно. • Принимать индивидуальность каждого ребенка. • Проявлять эмпатию и веру в учеников. • Демонстрировать оптимизм. Поддержать можно посредством: • отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперёд!», «продолжай»); • высказываний («я горжусь тобой», «мне нравится, как ты работаешь», «я рада твоей помощи», «все идет прекрасно»); • прикосновений (потрепать по плечу, дотронуться до руки, обнять ребенка); • совместных действий, физического участия (во время труда и отдыха); • выражения лица (подмигивание, улыбка, кивок, смех).
Рекомендации учителям-предметникам

Учитывать трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассника в выборе способа подачи материала, терминологии. • Учитывать, что высокий темп — одна из причин, мешающая пятиклассникам усваивать материал. • Предлагать ученикам более рациональные способы выполнения домашнего задания, ознакомить с этими способами родителей, уделять на уроке время для объяснения домашнего задания. • Не забывать, что только совместная деятельность педагога и учащегося является наиболее эффективным способом передачи опыта и знаний. Стараться, как можно реже вставать на позицию «над» школьниками и подавлять их инициативу. • Поощрять детей на виду у всего класса. Уметь найти в ответах каждого ученика что-то особенное. • Создавать обстановку успеха. • Заканчивая урок, не упустить случая, чтобы перед классом приободрить тех, кто еще не уверен в себе и малоактивен, побаивается новых учителей. • Работать в контакте с семьёй ученика, классным руководителем, школьным психологом и учителем начальной школы. • Налаживать эмоциональный контакт с классом. Рекомендации родителям • Понимать трудности, с которыми сталкивается ребенок при переходе в основную школу, и, постепенно приучая его к самостоятельности, не отказывать ребенку в помощи при подготовке к уроку, мотивируя отказ тем, что он уже вырос. • Научить ребенка организовывать свой труд (вести дневник, планировать выполнение домашнего задания, подготовить рабочее место, собрать все необходимое для школы). • Помочь ребенку запомнить все фамилии, имена, отчества учителей-предметников и классного руководителя. • Обеспечить соблюдение ребенком оптимального для его возраста режима дня. • Никогда не обсуждать с ребенком учителей, формировать положительное отношение ребенка к школе. • Создать необходимые условия для полноценного отдыха ребенка в свободное от учебы время (посещение бассейна, спортивных площадок, прогулки на свежем воздухе и т. д.). • Верить в своего ребенка, опираться не его реальные возможности, обеспечить ему эмоциональный комфорт дома.

Педагог — психолог: А.В. Иванова