Наше место под солнцем > Психологическая служба > Учителям
Skip to content          

Учителям

СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯМ

Соблюдение простейших правил может существенно стимулировать процесс привлечения родителей в школу.

• Никогда не упрекайте родителей, не посещающих собрание, это не способствует их желанию встречаться с вами чаще. Всегда искренне (без сарказма!) радуйтесь их появлению в классе.

• Обязательно называйте родителей по имени и отчеству, не говорите “мама Миши Петрова”. Иначе может создаться впечатление, что родители значимы для вас только в этой роли.

• На собрании старайтесь говорить о проблеме, а не о конкретном ребенке. А вот хвалите – персонально и обязательно всех. Найдите несколько теплых слов для каждого ребенка. Дети меняются, взрослеют, осваивают новые области. И часто успешнее, чем кажется на первый взгляд.

• Особенно эффективно, если вам удастся проанализировать, чего достигли школьники с момента вашей последней встречи с родителями, а в чем им так и не удалось поднять планку. Выявление проблем должно быть конструктивным: вот есть проблема; для ее решения неплохо было бы сделать то-то и то-то; со своей стороны я постараюсь, а вы со своей попробуйте…

• Когда родителям предлагается посильная и конкретная модель приложения своих родительских ресурсов, то отдача повышается. Потому что пошаговые целенаправленные действия всегда приносят позитивные результаты. Повышают заинтересованность родителей. Они чаще обращаются к вам за советом, а вы, в свою очередь, получаете прекрасную возможность проследить за развитием ребенка в семье.

• Старайтесь не критиковать действия коллег, соблюдайте профессиональную этику, даже если у вас иная точка зрения.

• При необходимости попросите родителей об оказании какой-либо помощи, подробно объясняйте, почему вы не можете обойтись без них, просите предложить другие варианты решения проблемы, охотно обсуждайте их.

• Как вести себя учителю, если возникла проблемная ситуация и вы вынуждены просить родителей о встрече?

• Приглашая родителей в школу, спросите себя: что я хочу получить в результате? Если просто выговориться, осудить действия ребенка или методы воспитания родителей, то этот путь неэффективен. Попробуйте найти конструктивное решение, ведь это облегчит прежде всего вашу работу.

• Во время обсуждения в присутствии ребенка помните: как бы он ни был виноват, родители всегда (по крайней мере на людях) должны быть адвокатами своих детей. Двое на одного – это нечестно!

• Не полагайтесь на слухи. Говорите только о достоверно известных фактах, не поощряйте ябедничество.

• Говорите о конкретных вещах, старайтесь не употреблять неопределенных выражений типа “плохо себя ведет”, “не хочет учиться”. Выражайтесь ясно: “Не сделал два домашних задания по сольфеджио”, “Отказался отвечать на уроке музыкальной литературы” и так далее. Тогда родителям будет легче проконтролировать дальнейшую учебную деятельность ребенка.

• Предлагая возможные способы решения проблемы, не провоцируйте взрослых на насилие, когда закончится “разбор полетов”, этим вы лишь настроите детей против себя. Как результат: дети будут стараться скрыть от родителей дату очередного собрания.

• Заканчивая встречу, спросите себя: оправдались ли мои ожидания от этой встречи? С каким чувством родители уходят домой? Как посмотрит на меня ученик завтра?

 

СПОСОБЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СРАЖЕНИЙ

С СОБСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИНЕРЦИЕЙ

  • Не бойтесь ошибаться. Не переживайте сильно, если не все упорядочено, строго и закономерно в вашей работе. Таковы условия творческого приложения сил.
  • Стоя перед сложной проблемой, не всегда ищите обязательно что-то новое, абсолютно другое. Иногда достаточно свежего взгляда на старые знания.
  • Экспериментируйте. Например, переконструируйте имеющиеся у вас материалы, кажущиеся вам неполными или несвязанными; при некоторой трансформации картина может оказаться очень перспективной.
  • Если идея решения не приходит в голову сразу, полезно отложить ее  и заняться чем-то другим. Вернувшись к задаче через некоторое время, вы обязательно найдете решение. Иногда следует многократно возвращаться к трудной задаче, причем в разных условиях: в рабочем кабинете, за рулем автомобиля, в саду и т.д. Человек не всегда знает, в каких условиях его мозг наиболее продуктивен, и может узнать это, лишь приобретая опыт.
  • Получите «экспертное заключение» — узнайте мнение по интересующему вас вопросу совершенно неосведомленных в данном деле людей.
  • Очень важно всегда и везде иметь при себе средство для записи мелькнувшей мысли. Желательно фиксировать каждую идею, как только она придет в голову. Когда их накопиться достаточно много, интуиция подскажет, что делать с этими идеями дальше.
  • Расширяйте свой кругозор: идеи и сведения могут быть найдены в других сферах, далеких от вашей.
  • Играйте с идеями. Относитесь к своему творчеству легко. Излишняя серьезность и постоянная забота о том, чтобы быть рациональными, приводит к невозможности «отстранения», препятствуя профессиональному и личному росту.
  • Развивайте способность к децентрации. Инертность субъективной позиции у взрослого (трудность смены точки зрения) отражает задержку незрелой «детской» логики (эгоцентризма). Децентрация развивается полнее, когда человек задает себе вопросы с позиции разных лиц, имеющих контрастные взгляды. Рассмотрев вопрос от лица разных людей и получив самые разные ответы, человек получает средство для решения своей проблемы.

Написать отзыв

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.